Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Дивидивиди

В какой-то рекламе говорят: «Дивиди видео». Звучит очень плохо — до последнего не понимаешь что это такое, по-африкански полосатое.

Конечно, формально это не лажа, как, например, несклонение, но благозвучности языка мешает. Подобных сочетаний стоит избегать даже в письменной речи, не говоря о текстах, предназначенных для восприятия наслух. Здесь перемена слов местами могла бы улучшить положение: «Видео дивиди».

Отрывок из книжки Макарьева «Пометки Горького на книгах начинающих писателей»:
Один автор пишет: «Лезет она [пыль] в глаза, за воротник, в рот». Рядом стоят два «за», подчёркнутые Горьким.

«Они имели с бригадой Котовского свыше полутора ста стычек», — пишет другой автор. Горький подчёркивает слоги «ста» и «сты», стоящие рядом.

После фразы: «Небо, казалось, трескалось от жары. От жары и усталости туманилось в глазах», — Горький, подчеркнув трёх «лосей», пишет: «Плохо».
Что бы он написал после «Дивиди видео» — подумать страшно.

Про лады

В очередной раз слышу, что лидийский лад — это мажор с повышенной четвёртой ступенью, а фригийский, например, — минор с пониженной второй. Тьфу!

Да, человеку, не знающему ничего о средневековых (натуральных) ладах, можно нарисовать схему, где по белым клавишам: от до — ионийский, от ре — дорийский и т. д. Его товарищу можно рассказать, что миксолидийский — это вроде бы обычный мажор, но с низкой седьмой. Только как вы ему покажете локрийский лад?

Фактическое соответствие интервалов между ступенями ещё не означает соответствия или хотя бы похожести соотношений и тяготений между теми же ступенями. Натуральные лады — мажоро-минор... Хорошим ребятам лучше вообще не показывать эту связь — потом сами дойдут, ведь и мажор с минором появились потом. Потом, а не до!

Так что все объяснения с ног на голову стоит перевернуть.
2006   лады   музыка

Лирическое отступление 88

Кроме изобретения самомого интуитивного интерфейса тот пятилетний мальчик ещё увлекался поэзией.
***
Катился мячик с горы
А навстречу ему мальчик
Он чигнул его мячик ногой
И тот покатился обратно
В гору.

***
Рыбалка мне покоя даст
Как будто я сижу в кафе
И наслаждаюсь морем
Но вдруг чей-то незнакомый крик
Из-за кустов раздался визг
Тащи тащи
Но рыбка соскользнув с червя
Нырнула прямо в воду
И огорчив меня.

***
Красный Первомай
Летят шары несут знамёна
Но первый красный флаг
Рабочим был не так уж прост
Их останавливая Царь
Расстреливал расспрашивал
И всё там было не в ладу
Как будто шла война
И Царь сказал одной слуге
Ты последи за Первомаем
И расскажешь мне.

***
Апрель цветы распуская
Пускает ручьи
Копают рабочие ямы
Шахтёры спускаются в них
Находят там глину
Кусков по сто пять
Директор их хвалит
И хвалит всегда.

***
Жил был кот
Очень ласково мяукал
А ел он только то
Что ему давали есть.
2006   88   стихи
2006   88   дизайн

Музыка третьего тысячелетия

В очередной раз перечитываю «Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе» Сергея Михайловича. Вот одна из первых глав:
Утопия о Новом Возрождении
Самой широкой перспективой для музыки будущих веков я воображаю некое Новое Возрождение античной, вообще всей древней, дохристианской цивилизации. Восстановится заново неразрывная связь музыки с философией и с первой сигнальной системой, со сферами планет и сферами чувств, с точными науками и с тонкими движениями души. Обогащённая всеми достижениями второго тысячелетия нашей эры — от органума до сонористики и микрополифонии, — по-новому, свободно возродится вся многообразная шкала ладов: натуральных и темперированных, диатонических, хроматических и четвертитоново-энгармонических. Это и будет музыкально-эстетическим принципом, толчком для свободной фантазии.

Средневековье и Ренессанас культивировали лишь малую часть античных ладов, преимущественно диатонических, к тому же неточно перенятых и названных. Монодия и гетерофония дополняется всем богатством классической и современной фактуры и ритмики. Новый Ренессанс будет лишен догматизма, сухой системной теоретичности и смешных ограничений. Античная музыка умерла. Ее стилизация невозможна: нет оригинала, реальной модели.

Воображение — вот ключ! Но это и стимул к новаторскому творчеству Нового Возрождения.

Новая музыка должна быть шире, разнообразнее, а не беднее, не однотипнее старой.

Сегодня на каждом дворе своя цензура. Одни музыканты сурово запрещают диатонику и тональность. Tonalitt — бранное слово на курсах и фестивалях современной музыки. Критики и менеджеры уже полвека знают эти правила игры. Другие ещё более свирепо клеймят, изгоняют хроматического дьявола, атональность. Тут уж пальма первенства у советских и фашистских властей, начиная с тридцатых годов. «Модернизм», «академизм» — эти злобные словеса поистине беспредметны.

Человек — весьма разносторонее органическое существо. Сердце слева, печень справа, голова, легкие, желудок могут быть изолированы друг от друга только у трупа, а правая и левая рука и нога — у калеки. Зачем ограничивать бесконечный спектр эмоций, мыслей, движений души ради мнимого — притом всеобщего! — единообразия стиля? Что за странный синдром тоталитарного строя (диатонического, хроматического, минималистского, сонорного — какого угодно!) именно в музыке, самом вольным искусстве?

Да, каждый человек, каждый музыкант содержателен в своей индивидуальной очерченности. Но эту индивидуальность не обрисуешь извне, а изувечишь, затушуешь столь простыми запретами на ту или иную ладовую лексику, ритмику, на свободную музыкальную речь. Свое вырастает изнутри как органические свойства натуры, черты лица и характера. Мой нос с чудацкой горбинкой и острый профиль наверняка многим не по вкусу. Но это черты моего лица. Такого рода чёрточки, родимые пятна и непроизвольные странности, вероятно, проросли и в моей музыке, иные — в музыке другого композитора. Сглаживать их я не собираюсь, искусственно гипертрофировать — тем более. А вот не повторяться, искать новые для себя горизонты на необозримом пути Нового Возрождения необходимо каждому из нас. Тогда мы, грешные, хотя бы подготовим почву для грядущих гениев третьего тысячелетия. А оно уже на дворе.

Сергей Слонимский

Четыре четверти

Это такой музыкальный дефолт. Сегодня в эфирах почти нереально услышать другой размер такта. Без всякого сомнения, это самый близкий человеческой природе метр, но почему в прошлых веках на танцполах звучали и 3/4, и 2/4, и 12/8? А древнейшая музыка и вовсе не квадратна.
Раз, два, три-четыре, раз, два, три-четыре.
Tум-ц, тум-ц, тум-ц, тум-тум, тум-ц...
Потребительское общество активно развивает все науки «для живота», упрощая искусство. Многие современные музик-мэйкеры даже не подозревают, какую экспрессию несёт в себе метр и его смены, а те, которые подозревают, пролетают мимо кассы. Круг постепенно сжимается — из-за усиленной ротации четырёх четвертей, другого размера вроде бы и не хочется, а значит в своём творчестве ребята не станут изменять дефолту. Создатели же музыкального софта и умных железок, понимая возможность смены метра как бесполезную фичу, или выкидывают её совсем, или (в продуктах подороже) прячут так, что днём с мануалом не сыщешь.

На сладкое: Carmen Mcrea & Dave Brubeck — Take Five

Демо-альбом группы «25 кадр»

Это рэп из предместий Великого Новгорода. В альбоме всего 7 песен, но каких...
Солнце уже который день не светит в мою сторону.
Поветру мысли уносятся вдаль.
Не хватает жизни, на всех не хватает жизни.
В сердце печаль, в сердце печаль.
.mp3
Вдохновение
Под одним солнцем
Школа
Бессонница
Я готов
Девочка с угла
94.602

Краткая справка

Я родился 8 марта 1983 года, в городе Боровичи Новгородской области.

Артём Поликарпов
Фотоснимок в чёрно-белом цвете

В 2002 году окончил музыкальное училище по классу классической гитары в Великом Новгороде. Затем три года учился в Петербургской Консерватории на композиторском факультете, пока благополучно не ушёл в жизнь без сессий, деканатов и сонатных форм. Алеаторика решает.
2006   я